Цель шага: разобраться согласно каким НПА нужно проводить СОУТ, какие документы должны быть разработаны внутри предприятия для грамотного проведения СОУТ.
Описание шага: изучаем НПА, разбираем понятие СОУТ, для чего она нужна, разбираем права работодателя, работников и организации, проводящей СОУТ. Изучаем этапы проведения СОУТ, важные моменты на каждом этапе.
Добрый день, коллеги! Меня зовут Екатерина Черезова, я специалист по охране труда с 8 летним стажем на химическом предприятии, являюсь председателем первичной профсоюзной организации, а также я -руководитель своего агентства по охране труда в городе Санкт-Петербург.
Начинаем видеокурс, посвященный вопросам Специальной оценки условий труда. Всего за 5 шагов разберем как грамотно провести данную процедуру, как выбрать организацию для проведения СОУТ, разберем новую методику проведения СОУТ, которая вводится с 1 сентября 2024 года и разберем как не допустить частых ошибок при проведении данной процедуры.
Начнем с понятия, специальная оценка условий труда (далее сокращенно будем называть ее- СОУТ) это одна из базовых процедур системы управления охраной труда, является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Другими словами СОУТ нужна для определения уровня воздействия факторов на рабочем месте работника, благодаря этой процедуре устанавливаются льготы, гарантии и компенсации при вредных условиях труда.
Следует сказать, что все работодатели, согласно 214 ТК РФ, у которых есть работники, устроенные по трудовому договору обязаны проводить СОУТ, но безусловно есть и исключения.
СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 4 ФЗ 426 Для государственных гражданских и муниципальных служащих проведение СОУТ регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Но таких актов так и не издано, разъяснение в письме Минтруда. Сможете с ним ознакомится в описании к данному видео. Также утверждено Постановление Правительства РФ от 14 октября 2022 г. № 1830, в котором содержится перечень отраслей, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей (таблица с данной информацией для вас будет приведена в описании к видео).
Конечно, как и любая процедура по охране труда не состоится без разграничения ответственности участников процесса.
Поэтому необходимо обязательно рассмотреть права и обязанности работодателя и работника в процедуре проведения СОУТ.
Согласно ст.4 426 ФЗ. Работодатель вправе:
требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям ФЗ
обжаловать в порядке, установленном ФЗ , действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета).
Работодатель обязан:
обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных законодательством;
предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.
Согласно Ст. 5 426 ФЗ Работник вправе:
присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте
представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.
Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
То есть даже если работник выражает не согласие с результатами СОУТ, он все-равно обязан ознакомиться, значит поставить подпись в листе ознакомления с картой.
Следует понимать, что в процедуре проведения СОУТ участвует и третья сторона, это организация, проводящая СОУТ.
отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.
предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным законодательством
применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - поверка);
не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:
непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором
хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Ответственность каждого участниками процесса мы с вами разобрали, рассмотрим основные моменты в порядке проведения СОУТ.
Ответственность за финансирование и проведение СОУТ лежит на работодателе, привлекается к проведению организация, имеющая все разрешительные документы на основании гражданско-правового договора.
СОУТ проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Разберем подробнее при каких обстоятельствах проводится плановая и внеплановая СОУТ
Внеплановая СОУТ в течение 12 месяцев проводится:
Внеплановая СОУТ в течение 6 месяцев проводится:
Плановая СОУТ проводится 1 раз в 5 лет для всех мест, исключая те, на которые подана декларация СОУТ
На рабочих местах в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, регламентирующих проведение внеплановой СОУТ. В отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Безусловно, чтобы провести СОУТ в соответствии с требованиями законодательства и не пропустить важных моментов нужно знать этапы и последовательность проведения, которые мы сейчас рассмотрим.
Теперь разберем отдельно каждый пункт.
Число членов должно быть нечетным, приложением к приказу должен быть график проведения СОУТ.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Порядок деятельности комиссии можно прописать в Положении о СУОТ или отдельном ЛНА.
При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
В случае отсутствия возможности у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию, полномочия комиссии, исполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Какие места нужно включить в перечень:
Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Организация должна соответствовать требованиям ст. 19 ФЗ 426., а именно:
наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и прошедших аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса,
Кроме того, необходимо запросить подтверждение у организации о том, что:
в организации нет должностных лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда;
руководители и иные должностные лица которых не являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
руководители и иные должностные лица не состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
организации не являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);
эксперты не являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
эксперты не состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
Для вас в описании к видео я привожу образец письма с требованиями к организации. Можете использовать его при общении с представителями организаций, проводящих СОУТ. Просить ответ можно на фирменном бланке организации. Также в договоре проверьте, чтобы было прописано
“организация, проводящая СОУТ соответствует всем требованиям ФЗ 426 ст. 19 и ст. 22”
Более того, согласно ст. 23 Организация, проводящая специальную оценку условий труда, при ее проведении может обеспечивать исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности, по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям - заказчикам проведения специальной оценки условий труда, и (или) работникам, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда, и (или) иным лицам, путем заключения договора добровольного страхования такой ответственности.
Эту ответственность также можете включить в договор оказания услуг.
Важный момент: организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений данных факторов является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра), самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Информация об организации должна быть в реестре организаций, проводящих СОУТ, обязательно смотрите приостанавливали ли деятельность организации и запрашивайте по какой причине. Сейчас перед вами демонстрируется страничка а сайта Минтруда и показано как проверить наличие организации в реестре
Проверяйте и сертификаты экспертов. Сейчас они только в электронном виде.
Реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (rosmintrud.ru)
При выборе организации обязательно запрашивайте область аккредитации, чтобы понимать какие вещества может вам замерить данная организация.
Также проверяйте организацию на наличие открытых судебных дел.
Порядок получения идентификационного номера нужно прописать в договоре. С 1 сентября 2024 г (Приказ № 817н) , когда вступит в силу новая методика СОУТ порядок получения идентификационного номера узаконят.
п. 3 Приказа 817н:
Уведомление о получении идентификационного номера направляется в адрес работодателя организацией, проводящей специальную оценку условий труда, на бумажном носителе либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо вручается лично работодателю (его представителю), либо направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Уведомьте заранее работников о том, что на их местах будет проводиться СОУТ, работодатель должен предоставить работнику возможность участвовать в проведении СОУТ и учитывать его мнение.
Обеспечьте выполнение полного технологического процесса, чтобы адекватно оценить вредные факторы, влияющие на работника, подготовьте паспорта на сырье и документацию на используемое оборудование для эксперта, проверьте освещенность, вентиляцию и кондиционирование на соответствие нормам на рабочих местах.
ГОСТ Р 55710-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений
Проверяйте перечень мест, СНИЛС работников, количество работников и сколько из них женщин, инвалидов и тд., вредные факторы и классы условий труда, сводную ведомость. заключение эксперта, данные по вашей организации (ИНН, ОГРН, юридический адрес, ФИО директора, телефон, почту) и каждую карту (наименование должности, подразделения)
Внимательно проверяйте указание на пенсионное обеспечение и списки вредности, соответствие итоговому классу условий труда.
Комиссия должна подписать отчет в течение 30 дней после отправки отчета организацией, проводящей СОУТ.
Когда проверите все данные, подпишите отчет членами комиссии. Если кто-то из членов комиссии не согласен с результатами, он может написать свое мотивированное мнение, но подписать отчет все-равно нужно.
Уведомьте организацию, проводящую СОУТ о подписании отчета в течение 3 рабочих дней. Можно отправить по почте скан подписанного титульного листа отчета, либо передать лично.
По оформлению декларации мы с вами поговорим отдельно чуть позже.
Работников необходимо ознакомить в течение 30 календарных дней после подписания отчета и оформить дополнительные соглашения.
В дополнительных соглашениях необходимо не просто прописать класс условий труда, а прописать по каким факторам идентифицированы вредные условия труда, если таковые имеются. Дата дополнительного соглашения должна совпадать датой ознакомления с картой СОУТ, так как в доп. соглашении указана фраза “с картой СОУТ ознакомлен”.
Это требование законодательства, если у работодателя есть официальный сайт, то он обязан разместить на нем информацию о проведенной СОУТ. Скан титульного листа отчета, сводной ведомости и перечня мероприятий с соблюдением требований закона о персональных данных.
Приведу вам подробный алгоритм проведения СОУТ с указанием сроков.
Сейчас он перед вами на слайде.
На этом первый шаг видеокурса завершен. Увидимся в следующем шаге.
г. Краснодар, ул. Монтажников, 1/4, офис 804, индекс 350051
Телефон 8 (800) 200-83-82
групппа во ВКонтакте: https://vk.com/sistema_ohrany_truda_rabotnikov
Образец такого письма можете найти в Плане СОТа, в шаге № 6.
Также ссылка https://obuchenie.rabota-sota.ru/post/62.
В шаге данного видеокурса попрошу ИТ-специалиста разместить данный документ дополнительно.
Благодарю Вас за вопрос.
Из вашего вопроса не понятно, что конкретно отказались подписывать работники.
Согласно п. "В" п.16 правил 2464 внеплановый инструктаж по охране труда проводится для работников организации в случаях, обусловленных:
изменениями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, затрагивающими непосредственно трудовые функции работника, а также изменениями локальных нормативных актов организации, затрагивающими требования охраны труда в организации.
В данной ситуации, если изменения не касаются трудовых функций работника, то проводить внеплановый инструктаж ему не нужно. Но вместе с тем, Вами были изменены локальные акты,затрагивающими требования охраны труда в организации и в данной ситуации нужен внеплановый инструктаж.
Если же вы хотели провести внеплановое обучение, то оно не обязательно и может быть проведено по решению руководителя (пп "В" п.50 правил 2464)
Внеплановое обучение работников по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 50 (вступление в силу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда), проводится при наличии в соответствующих нормативных правовых актах положений о проведении внепланового обучения работников требованиям охраны труда.
Такие положения во вступивших в силу НПА отсутствуют, поэтому обязательного проведения внепланового обучения не требуется.
Понятие идентичности работников при проведении СОУТ не применяется. Есть понятие аналогичности рабочих мест.
Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Рабочие места водителей не могут быть аналогичными из-за отличия автотранспортных средств между собой по техническим (эксплуатационным) характеристикам, которые изучаются инженерами аккредитованной лаборатории. Исключением могут быть только автомобили, которые полностью по всем характеристикам соответствуют друг другу.
Поэтому если в вашей организации один водитель работает на нескольких транспортных средствах, его необходимо ознакомить с результатами СОУТ на каждом из этих рабочих мест.
Курс Уверенный СОТ конечно хорошо, но 8 недель мне мало, пока риски делала уже закончилось время задавать вопросы. Смотришь видео, читаешь, видишь образцы документов вроде все понятно, берешься за дело и вот тут начинается. У Вас можно получать дополнительные консультации? как это сделать?
Сейчас разрабатываю нормы выдачи по ЕТН, много чего не могу понять. На пример как выдать резиновые перчатки уборщице?
В ЕТН прил 1 перчатки от механических воздействий (истирания), убрать нельзя, но ей они не нужны, нужны резиновые.
Решила прописать к выдаче по прил 2. п 2.1 перчатки от ОПЗ ( в конструкции прописать резиновые), как это прописать, просто словом «перчатки из полимерных материалов», где посмотреть обозначение и предназначение резиновых перчаток?
К выдаче по пункту 2.1. прил 2 тогда много чего придется выдавать. Можно ли из приложения 2 из пунктов выбирать только то, что необходимо или если хочешь выдать по п.6.8 тогда надо все перечисленное в колонке шесть выдавать ? Вот нашим Подсобным рабочим нужен плащ от дождя, а перчатки резиновые нет, как быть ?
риск 2.1. «Травма или заболевание в следствии отсутствия защиты от вредных (травмирующих) факторов, от которых защищают СИЗ» в карте риска уборщицы уровень риска Н4, значит можно не выдавать, но не выдать нельзя.
Можно ли по прил 2 выборочно учитывать по каким приемлемым и низким рискам будем выдавать СИЗ?
С обувью тоже не могу понять, по прил 1 Обувь специальная для защиты от механических воздействий (истирания), но необходимо еще для защиты от скольжения, ударов в носочной части, проколов, порезов, защиты от общих производственных загрязнений. Мне все эти свойства просто прописать в конструкции или обязательно нужно указать на пункт по приложению 2?
Разрешено: улучшить норму СИЗ по сравнению с нормами; заменить СИЗ аналогичными, которые равноценно защищают от опасных и вредных производственных факторов; заменить несколько видов СИЗ на один и обеспечить совмещенную защиту, это как сделать, протокол комиссии должен быть или просто приказ директора или без этого всего можно прописать конструкция, класс защиты, категория эффективности и/или эксплуатационный уровень (если требуется) которые нужны?
Заменить несколько видов сиз на одно и обеспечить совмещенную защиту, какие свойства перчаток можно совместить в одно?
В картах ОПР нет высокого риска вообще, получается можно не выдавать по приложению 2 ЕТН?
Еще вопрос по ДСИЗ, их выдают по приложению 3, но в приложении 2 в п.2.1 они тоже есть, основание к выдаче какое писать, приложение 3 или приложение 2? Можно вообще не париться гидрофильное или гидрофобное, а выдавать всем комбинированное?
Чтобы получить дополнительное время для изучения, консультацию напишите в техподдержку, вам подскажут какие есть варианты продления.
Перчатки от механических воздействий (истирания) могут быть изготовлены из латекса в том числе, который защищает руки от воздействия неагрессивных жидкостей, водных растворов и грязи. Главное прописать все защитные свойства, и конструкцию, чтобы было понятно, что вы хотите приобрести для специалиста, который занимается закупкой СИЗ.
СИЗ, предусмотренные приложениями № 2 и № 3 выдаются работнику исходя из необходимости применения СИЗ с учетом совокупности защитных свойств. При этом работодатель вправе выбирать те виды и конструкции СИЗ, которые в наибольшей мере соответствуют условиям труда, с учетом выявленных вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, установленных по результатам СОУТ и ОПР. Поэтому если для защиты работника от воздействия вредного фактора необходим только плащ, значит в Нормах указываем только его.
Что касается выдачи СИЗ по опасностям с приемлемым и низким рисками, то выдача обязательна при условии, что данную меру по управлению этими рисками вы указали в карте ОПР- применение СИЗ.
Если по рискам не указана мера управления "использование (применение) СИЗ", а допустим указали "инструктаж или обучение, или соблюдение требований охраны труда и т.д, и т.п.", то в данном случае обеспечение СИЗ не требуется.
Например, если при опасности поражения электрическим током для бухгалтера в мерах управления указано: проведение инструктажа для неэлектротехнического персонала.
В этой ситуации выдавать ей СИЗ для защиты от электрического тока не требуется.
Эта же опасность для инженера, в мерах указано - применение СИЗ для защиты от электрического тока.
В этой ситуации вам необходимо будет предусмотреть в Нормах приобретение для него СИЗ для защиты от электрического тока (в зависимости от того с каким оборудованием он работает, может это будут диэлектрические перчатки, может диэлектрический коврик)
Для обуви, если по прил 1:
Обувь специальная для защиты от механических воздействий (истирания), но необходимо еще для защиты от скольжения, ударов в носочной части, проколов, порезов, защиты от общих производственных загрязнений, то все эти свойства прописываем в конструкции, необязательно указывать пункт по прил 2, главное, что вы учли идентифицированные опасности на этом рабочем месте.
Оформить замену несколько видов СИЗ на один, замену одного вида СИЗ на другой, который равноценно защищает от опасных и вредных производственных факторов необходимо любым локальным актом работодателя: протокол или акт комиссии, приказ директора. Ссылку на этот документ (дату, номер, название документа) указать в Нормах в колонке "Основание выдачи СИЗ".
Все необходимые вам защитные свойства перчаток можно совместить и указать в Нормах. Но прежде чем это делать, необходимо убедиться, что такие существуют в природе. Поэтому рекомендую обратиться к поставщикам СИЗ рук и уточнить о наличии перчаток с необходимым набором защитных свойств. Если таких не найдется, то придется дополнять одни перчатки другими.
Для информации: ознакомьтесь с ГОСТ 12.4.103-2020 Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация. Это поможет вам ориентироваться в маркировке.
Если в картах ОПР нет высокого риска вообще, то это не означает, что можно не выдавать по приложению 2 ЕТН. Как я уже говорила выше, если в мерах по управлению риском указано применение СИЗ, то обеспечить им работника необходимо вне зависимости от уровня риска. Тем самым вам необходимо проверить все указанные меры, возможно некоторые из них не соответствуют тому уровню опасности, который установлен.
Если вы обеспечите работника ДСИЗ, СС по Прил 2, то дублировать их выдачу согласно Прил 3 нет необходимости. И наоборот.
Средства гидрофильного действия выдаются работникам при работе с водонерастворимыми рабочими материалами и веществами.
Средства гидрофобного действия выдаются работникам при работе с агрессивными водорастворимыми рабочими материалами и веществами, а также при работах в перчатках из полимерных материалов.
То есть,они защищают работника от разных производственных загрязнителей. Если у работника есть и тот и другой вид загрязнений, то конечно лучше выдавать средство комбинированного действия. Выдавать это средство ради своего удобства не рекомендую.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом №426-ФЗ.
Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном Федеральным законом №426-ФЗ (ч.4 ст.8 Федерального закона №426-ФЗ)
Я полагаю, что нарушение будет, поскольку Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана в течении десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передать сведения в информационную систему учета. (ч.3 ст.18 Федерального закона №426-ФЗ)
Спасибо!
По поводу изменения должности члена комиссии :
на результаты СОУТ это не влияет, если изменения в должности произошли до подписания отчета всеми членами комиссии и выгрузки отчета во ФГИС, тогда необходимо внести изменения в приказ о создании комиссии и передать его в организацию, проводящую для вас данную процедуру для внесения соответствующих изменений в документы.
В случае изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 статьи 17 закона №426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться.
Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.
У вас есть все основания внеплановую СОУТ не проводить, но для этого Вам необходимо закрепить данное решение актом комиссии по проведению СОУТ.
1.Заместитель директора,
2.Специалист по воинскому учету и бронированию,
3.Техник 2 категории водной группы
4. Руководитель группы капитального строительства
Коды по ЕТКС в картах СОУТ прописывает организация, которая для вас проводит СОУТ, это их прямая обязанность.
Когда получите черновой вариант отчета на проверку с уже присвоенными кодами, Вы сможете быстро сверить с ЕТКС.
Так Вы съэкономите время на поиск нужной информации из ЕТКС.
Если найдете разночтения, то сразу же обращайтесь за разъяснениями в организацию, которая проводит Вам СОУТ, они обязаны Вам разъяснить любые вопросы по данной процедуре.