Ознакомление с НПА. Организационные моменты оценки профессиональных рисков. Процедура ОПР.
Здравствуйте! Рада видеть вас на марафоне «Порядок оценки профессиональных рисков», в котором мы научимся проводить оценку профессиональных рисков на основе матричного метода СВОИМИ РУКАМИ.
И начнем мы марафон с разбора нормативного обоснования оценки профессиональных рисков, без теории к сожалению, никак не обойтись, затем рассмотрим непосредственно процедуру проведения ОПР (далее я буду периодически использовать эту аббревиатуру), конечно отработаем документальное оформление и обсудим периодичность проведения ОПР. Вот такой план действий нам предстоит на протяжении всего марафона.
Всем нам хорошо известно о том, что на законодательном уровне в требования охраны труда активно внедряется риск-ориентированный подход, который направлен на систематическое управление рисками на рабочих местах, чтобы предотвратить несчастные случаи на производстве.
И остановимся на основных моментах риск-ориентированного подхода:
Далее мы переходим к нормативному обоснованию данной процедуры. И в пункте 48 приказа Минтруда №776н мы сталкиваемся с тем, что данная процедура является базовой и соответственно неотъемлемой частью системы управления охраны труда в любой организации.
Также вы не могли не обратить внимание на то, что все правила по охране труда, утвержденные Минтрудом упоминают о необходимости работодателем оценивать риски.
Конечно же мы не можем пропустить статью 218 Трудового кодекса о профессиональных рисках, которая плавно направляет нас на подзаконные акты, такие как приказ Минтруда от 31 января 2021 №36, утверждающий рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей. И приказ Минтруда от 28 декабря 2021 года №926, утверждающий рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков, а также рекомендации по их снижению.
И, далее погружаясь в эту тему замечу, что в настоящее время законодательством не установлено применение какой-то одной конкретной методики и даже напротив, работодатель вправе сам выбрать любой удобный для него метод из предложенных Минтрудом , использовать иные методы, которые не включены в рекомендованный перечень, кроме того, он может самостоятельно разработать свой собственный метод проведения оценки профессиональных рисков, учитывающий специфику своей деятельности.
А также не запрещено использовать несколько методик одновременно. В общем, полная свобода действий, лишь бы процедура ОПР проводилась.
Потому как эффективное проведение оценки профессиональных рисков может значительно сократить незапланированные расходы предприятия, например, можно избежать трат на восстановление оборудования после аварий, выплат пострадавшим, получивших увечья в результате несчастного случая на производстве или членам его семьи.
Кроме того, процесс оценки рисков способствует повышению безопасности на рабочих местах и опять же позволяет снизить травматизм на рабочих местах. Как говорил Гиппократ: Болезнь лучше предотвратить, чем лечить.
Исходя из этого, мы понимаем, что проводить оценку рисков необходимо всем работодателям, хотя до сих пор встречаются еще и такие кто не уверен в обязательности данной процедуры.
Но нельзя забывать о том, что на основании статьи 214 Трудового кодекса, закреплена обязанность работодателя систематически выявлять опасности и риски, проводить их анализ и оценку и поэтому ее необходимо исполнять.
Таким образом, мы плавно переходим к вопросу: кто именно должен проводить оценку профессиональных рисков?
И эта процедура может быть выполнена силами самой организации, если есть определенный опыт и знания в этом вопросе либо путем привлечения сторонней организации. Собственно, для этого мы с вами на этом марафоне и встретились, чтобы вы научились самостоятельно проводить оценку рисков на рабочих местах и оформлять результаты ее проведения.
Поскольку не все работодатели готовы платить за проведение данной процедуры, и я очень часто слышу жалобы специалистов по охране труда о том, что руководитель на предложение заказать эту услугу в сторонней организации отвечает – А ты мне на что? Занимайся!
Важно отметить, что на проведение процедуры ОПР никаких лицензий и аккредитаций иметь не нужно.
Кроме того, необходимо помнить, что оценка профессиональных рисков на рабочем месте должна проводится до того момента, как на эту должность будет принят сотрудник.
И этот момент прописан в статье 214 Трудового кодекса и звучит он следующим образом: Работодатель обязан обеспечить разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.
И эта обязанность заставляет повышать свою квалификацию всех специалистов по охране труда, потому как правило, введение должности в штат происходит молниеносно, я не встречала еще ни одного работодателя, который бы согласовывал прием нового сотрудника со специалистами службы охраны труда. И на практике получается, что вы сталкиваетесь с этой ситуацией уже по факту и требуется мгновенная реакция, то есть в кратчайшие сроки провести оценку рисков на новом рабочем месте. А имея те знания, которые вы приобретете на данном марафоне, проблем с этим у вас больше не будет.
С тем, кто может проводить оценку рисков разобрались, а теперь перейдем к вопросу о периодичности проведения ОПР.
Как мы уже поняли –это должен быть постоянный и цикличный процесс. Потому как производственная деятельность, как правило, не стоит на месте, вводится новое оборудование, расширяется штат, а может добавляются должностные обязанности у одних сотрудников, которых ранее не было или часть полномочий передается другому сотруднику или подразделению.
Например, вы построили новый склад для сырья или готовой продукции, и теперь ваши работники склада используют не только грузовые тележки, но и погрузчик, следовательно, появляются новые, ранее не учтенные опасности и риски.
Тоже самое и с обязанностями, если главный инженер допустим отвечал только за безопасное производство работ с промышленным оборудованием, а потом на него дополнительно возложили обязанности по контролю за ходом строительно-монтажных работ, следовательно, мы понимаем, что такое изменение в должностных обязанностях влечет за собой новые риски для этого работника.
Или же наоборот, когда работника освобождают от части работы и следовательно, определенные риски уходят и это тоже изменение, которое необходимо учесть.
Например, машинист консольного крана, который кроме управления краном осуществлял еще и строповку грузов. Ну не было стропальщика в организации, а потом приняли в штат стропальщика и допустим риск «заваливания грузом, при нарушении способов строповки» у машиниста крана ушел. И ждать пока пройдет год, два, или пять лет как в спецоценке нельзя, ОПР необходимо проводить так сказать внепланово, по необходимости.
Самая же неприятная причина, по которой придется провести пересмотр оценки рисков – несчастный случай на производстве. И при его расследовании вы должны выявить, что не предусмотрели при предыдущей процедуре.
Поэтому очень важен контроль уже после самой процедуры оценки рисков за проведением капитальных ремонтов, модернизации оборудования, организацией медосмотров, инструктажей, обеспечением средствами индивидуальной защиты.
Главное -это регулярно выявлять опасности, определять их уровень и работать над их снижением. Такой порядок описан в п. 5 примерного Положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда №776н. Поэтому работать с оценкой рисков нужно регулярно, даже если вам кажется, что ничего в организации не меняется. Но даже если это действительно окажется правдой, то позже я вам расскажу, как это подтвердить.
На этом подведем воображаемую черту по обоснованию необходимости проведения данной процедуры.И сейчас, приступим к рассмотрению документов необходимых для организации порядка проведения ОПР.
Если в организации принято решение проводить оценку рисков самостоятельно, то необходимо разработать локально-нормативный акт организации, который будет описывать определенный алгоритм действий, чтобы комиссия по оценке рисков знала с чего начинать и чем завершать данный процесс.
И таким документом может быть Положение по оценке профессионального риска. В нем необходимо предусмотреть следующие аспекты:
Это обеспечит четкость и структурированность в проведении оценки рисков, поможет обеспечить эффективность всего этого процесса.
Примерный образец такого положения я оставлю вам под этим видео. Вы сможете переработать его под специфику своей организации.
Следующим документом, который необходимо будет подготовить это приказ о создании комиссии, по оценке профессионального риска.
Зачастую многие работодатели передают всю эту работу в службу охраны труда, но специалист по охране труда не может знать все.
На некоторых рабочих местах необходимо знание специфики производственного процесса или деятельности, иногда нужны профильные знания, а также узкие знания требований безопасности при эксплуатации определенного оборудования или применения сырья.
Поэтому данный процесс рекомендовано проводить комиссионно, чтобы, так сказать подойти к этой процедуре качественно. Потому как комиссия позволит разносторонне подойти к этому процессу, как говорится сколько людей- столько мнений. Коллективно проще принимать решения. Можно будет распределить нагрузку по идентификации опасностей, по оформлению документов. Надеюсь важность комиссии для вас также ясна, как и для меня.
Что касается состава комиссии, то требования аналогичны как и ко всем остальным комиссиям в организации, чтобы состав комиссии был нечетным. Определенных требований к подготовке членов комиссии также никаких нет.
Единственное требование указано в п. 23 Рекомендаций, утвержденных приказом №926, в котором указано, что методы оценки профессионального риска, предложенные Минтрудом требуют от специалистов, которые ими пользуются, различного уровня предварительной подготовки и знаний: от самого простого знания и практического опыта до специального обучения в рамках повышения квалификации.
То есть, если вы захотите пройти повышение квалификации или работодатель примет решение обучить своих членов комиссии в учебном центре по программе «Управление профессиональными рисками», то это будет только плюс.
Конечно же комиссию следует создавать из специалистов своей организации, и это могут быть: руководители структурных подразделений – начальники отделов, инженерно-технические работники, могут быть непосредственные руководители такие как: мастера, прорабы, бригадиры, конечно специалисты службы охраны труда и представители трудового коллектива, члены комитетов (комиссий) по охране труда, если такие имеются в вашей организации.
Но в принципе в состав комиссии могут включаться и административные работники, такие как главный бухгалтер или финансовый директор. Но я рекомендую к этому процессу все -таки привлекать специалистов, приближенных к реальности, чтобы они помогали специалисту по охране труда, а не номинально числились для галочки.
Работники рабочих профессий также могут принимать участие в работе комиссии. Важно этот момент закрепить в своем положении о СУОТ или в положении по оценке профессиональных рисков.
Можно считать, что с составом комиссии мы разобрались и примерный образец приказа о создании комиссии оставлю под этим видео. Далее переходим к списку рабочих мест и графику проведения оценки рисков.
Сразу оговорюсь, что составление такого графика необязательно. И если его не будет никто не сможет за его отсутствие вас оштрафовать. Но в определенных организациях он будет очень даже кстати. Особенно для тех, у кого много структурных подразделений или филиалов.
И составив такой график вы оптимизируете свою работу, то есть будете четко понимать где и сколько вам нужно будет провести времени за данной процедурой. Плюс ко всему, если вдруг будет организована в этот период проверка вашей организации у вас будет обоснование того, что процесс запущен и вы идете согласно утвержденного графика, тем самым можно предотвратить предписание со стороны проверяющих органов.
Главное реально не затягивать этот процесс, потому как данная процедура должна проводится в обязательном порядке с 1 марта 2022 года. Рекомендую при составлении такого графика начинать с наиболее травмоопасных подразделений, где вероятность несчастного случая выше, т.е. к примеру, с ремонтного цеха, затем транспортный отдел, складское хозяйство и так далее по нисходящей, администрацию оставить на закуску. Что касается списка рабочих мест, подлежащих оценке.
И к ним относятся все должности согласно штатного расписания. Даже если пока у вас эти должности вакантны. Поскольку вы должны помнить, что риски на данном рабочем месте вы должны оценить до того, как примете работника на эту должность.
Также, глядя на штатное расписание вы понимаете, сколько у вас структурных подразделений, какие участки имеются. Тут уже приходит понимание нужен ли график проведения ОПР.
Теперь можно сказать, что с организационными моментами разобрались и в данный момент, непосредственно приступаем к самой процедуре оценки профессиональных рисков, которую можно разбить на несколько этапов.
Первым, из которых является сбор исходных данных.
Данный этап также включает в себя анализ документации, а именно описание рабочих мест и должностных обязанностей, информацию о микроповреждениях и несчастных случаях; результаты спецоценки и возможно есть определенные рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий труда.
Конечно же необходимо изучить производственные инструкции, паспорта на оборудование, в которых прописаны требования безопасности на основании, которых вы можете сделать выводы о возможных рисках.
Также если указаны средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять при работе на данном оборудовании, это также поможет вам идентифицировать определенные риски.
Необходимо изучить информацию о материалах и сырье, которые используются в технологическом процессе. Жалобы и предложения по улучшению условий труда. Есть в некоторых организациях и активные работники, которые не стесняются и не боятся озвучить свои мысли по поводу организации рабочего пространства.
Конечно инициативу проявляют больше офисные работники, которые предлагают вместо множества полок – один шкаф, перестановки в кабинетах, чтобы расширить проходы. Работники рабочих профессий почему-то больше стесняются высказывать свое мнение.
Конечно же во внимание принимаем предписание специалистов по охране труда или надзорных органов. Очень широкий перечень рекомендованной документации, который подлежит анализу раскрыт в пункте 11 приказа Минтруда №36.
Вы должны помнить, что большинство опасностей невидимы. Очень рекомендую проводить анализ нормативно-правовых актов, в частности правил по охране труда, чтобы установить перечень требований, которые должны быть соблюдены в организации на рабочих местах, а также этот анализ позволяет понять, что нарушается и, где имеются недостатки.
Может у вас в организации есть чек-листы по соблюдению правил по охране труда. Тогда они тоже пригодятся.
Обязательно нужно проводить визуальный осмотр рабочего места, в ходе которого вы сможете заметить дефекты пола, оголенные провода или провода раскинутые по полу, торчащие конструкции, трещины в потолке, захламленные проходы (очень часто наблюдала это у в айти-отделах, все время стоят на проходах принтеры, картриджи, коробки из-под техники и т.п., они очень всегда загружены работой и им вообще не до организации рабочего пространства).
Конечно же не помешает провести опрос персонала с помощью чек-листов или анкет. Образец такой анкеты оставлю вам в раздаточном материале.
Хочу напомнить, что данные анкеты вы можете составить самостоятельно, используя рекомендации, изложенные в приказе №926.
Со сбором исходных данных на этом мы завершим и следующим этапом в процедуре ОПР является идентификация опасностей.
Это основной этап процесса оценки рисков, на котором мы идентифицируем опасности, определяем их воздействие на здоровье работника.
Напомню, что профессиональный риск это вероятность причинения вреда жизни и здоровью работника в результате воздействия на него вредного и опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможности тяжести повреждения здоровья.
То есть термин «риск» используют тогда, когда существует возможность каких-то негативных последствий. Он может быть высоким, средним или низким. Но риск получить повреждения есть всегда.
Поэтому, чтобы максимально избежать наступление опасных событий, необходимо изучать опасности, которые могут возникнуть при выполнении работником трудовых обязанностей на его непосредственном рабочем месте, а также обязательно учитывать те опасности, которые могут возникнуть вне рабочего места, но при выполнении должностных обязанностей, допустим на территории вашей организации или же в командировке.
Нельзя забывать и о возможных аварийных ситуациях, таких как пожар или землетрясение, если вы находитесь в сейсмоактивном регионе нашей страны, такой как Северный Кавказ. Потопы, которые стали частыми гостями в Краснодарском крае, поэтому при анализе опасностей необходимо обратить внимание и на такие происшествия.
После идентификации мы переходим к оценке уровня профессиональных рисков, которая состоит из оценки вероятности опасного события и оценки тяжести последствий опасного события. Данную оценку проводят для всех выявленных опасностей. Она позволяет ранжировать риски и выбирать приоритетные меры для их ликвидации и снижению.
То есть расставить их по приоритетам от наибольшего к наименьшему. Потому как риски, возможные причинить наибольший вред требуют первоочередных действий.
Например, если в строительной организации присутствует риск: падения с высоты, причем он характерен для всех работников (кроме администрации), то и мероприятия по этому риску должны находится в приоритете, поскольку несчастные случаи, связанные с падением работника с высоты, чреваты не только проверками, но и с огромными штрафами и даже уголовной ответственностью.
Кроме того, организация не всегда в плане финансов готова сразу же приступить ко всем мероприятиям по управлению рисками, и чтобы определиться с чего же начинать в первую очередь помогает вот эта расстановка по приоритетам.
Минтруд также рекомендует составлять Реестр(перечень) идентифицированных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профриска и об этом вы сможете прочитать в п. 20 приказа Минтруда №776н.
Такой реестр опасностей составляется в удобном для вас виде, или может быть он предложен в выбранном вами методе оценки рисков, я при использовании матричного метода оценки профрисков использую следующую таблицу, которую вы сейчас видите на экране. Как ее составлять мы с вами потом подробно разберем.
И, таким образом, мы с вами плавно переходим к завершающему этапу процедуры оценки рисков – ознакомление работников с ее результатами. Ведь как все мы помним, работодатель обязан ознакомить всех своих работников с опасностями, которые могут возникнуть на рабочем месте работника.
И опять же, как это будет происходить законодательно не установлено, но по аналогии с такой процедурой как спецоценка многие применяют карты оценки рисков, я также считаю, что это очень удобно и эффективно. Поэтому мы с вами будем учится заполнять такие карты на практике.
Что же за информацию может включать в себя карта оценки рисков?
Конечно же перечень потенциально возможных опасностей, с оценкой вероятности их возникновения, описание предупредительных мер для снижения уровня риска до приемлемого уровня. Можно по аналогии с картам по СОУТ включать информацию о работодателе.
Опять же возвращаемся к тому, что какой формат оформления карты вы выберете для своей организации и который закрепите своим локальным актом тот и будет правильным. Форму карты, которую использую я, оставлю в раздаточном материале к этому уроку.
Ну, а как ее заполнять мы подробно и наглядно разберем в следующем шаге нашего тренинга, где вы своими глазами увидите, что и откуда берется и куда все это разносится.
А сейчас я с вами прощаюсь, всего доброго, до свидания!
Цель: разобраться с нормативным обоснованием процедуры ОПР, научится поводить оценку профессиональных рисков на рабочих местах при помощи метода «Матрица последствий» собственными силами.
Просмотрите видео, изучите при необходимости транскрибацию видео в тексте под ним.
Если по материалу что-то непонятно, задайте вопрос.
г. Краснодар, ул. Монтажников, 1/4, офис 804, индекс 350051
Телефон 8 (800) 200-83-82
групппа во ВКонтакте: https://vk.com/sistema_ohrany_truda_rabotnikov
Шаблон карты предусмотрен для всех профессий, я предлагаю вам его в Положении по ОПР (приложение 2). Для офисников он не отличается ничем. Поскольку вы для них также идентифицируете опасности, обязаны установить уровень риска каждой опасности и меры по управлению.
Да, если вводится новое рабочее место работодатель обязан организовать процедуру ОПР на данном рабочем месте до приема работника.
Для идентификации опасностей можете проанализировать следующие источники (п.11 приказа МИнтруда 36):
1) требования нормативных правовых актов, технических регламентов, технологической (эксплуатационной) документации на машины, механизмы, оборудование, инструменты, документов и технических требований на сырье, материалы, процессы, локальных нормативных актов, должностных инструкций, а также сведения из справочной и научно-технической литературы и др.;
2)перечень видов выполняемых работ, мест пребывания работника при выполнении работ, нештатных и аварийных ситуаций;
3)примерный перечень объектов возникновения опасностей: используемое оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье, помещения и объекты зданий, сооружений, территории, на которых осуществляется выполнение работ, приведенный в приложении N 3 к Рекомендациям;
4)сведения, содержащиеся в протоколах исследований, предписаниях, актах, справках и других документах органов государственного контроля (надзора);
5)результаты проведения производственного контроля условий труда;
6)результаты проведения специальной оценки условий труда;
7)предписания специалистов по охране труда, представления уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов, предложения комитета (комиссии) по охране труда;
8)результаты наблюдения за технологическим процессом, средой, рабочими местами, деятельностью привлекаемых работодателем подрядных организаций на территории работодателя, внешними факторами, способными оказать влияние на производственный (технологический) процесс (состояние дорог и иных подъездных путей, организация питания, климатические условия и др.);
9)материалы расследований несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также микроповреждений (микротравм);
10)сведения об оказании работникам и иным лицам первой медицинской помощи на территории работодателя;
11)сведения об использовании аптечек первой помощи;
12)жалобы и обращения работников по поводу имеющихся на их рабочих местах (рабочих зонах) факторов опасности;
13)результаты анализа анкет, бланков, опросных листов и пр.;
14)опыт практической деятельности работодателя, включая статистические данные;
15)результаты ступенчатого контроля за условиями и охраной труда.
Можно с вами связаться по телефону.
И еще, когда составили карты, не нужно итоговую выводить, в 20222 году у нас проводила специализированная организация, сейчас я буду проводить сама. У них в картах было указано в конце итоговый риск 5 - приемлемый. Его получали - складывали все риски и делили на количество. Это нужно делать ли необязательно. В ваших картах я этого не увидела. И вообще мне нравится документация ваша, хочу сделать по вашему образцу
В положении можно указывать опасности как все, так и только те, которые считаете приемлемыми для вашей организации. Работодатель вправе изменять перечень указанных опасностей или включать в него дополнительные опасности, исходя из специфики своей деятельности.
Что касается итогового уровня, то в предложенном образце карты ОПР он тоже есть, если внимательно посмотрите( перед строкой 040)
Приказ может быть следующего содержания:
ПРИКАЗ
О плановом пересмотре оценки профессиональных рисков
В целях обеспечения функционирования системы управления охраной труда предприятия в соответствии с требованиями статьи 218 ТК РФ и Положением о системе управления охраной труда (гл.___, п___)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Комиссии по оценке профессиональных рисков, созданной приказом___________:
1.1. Обеспечить подготовку перечня рабочих мест, на которых будет проводиться идентификация опасностей и оценка рисков.
1.2. Обеспечить предоставление исходной информации:
• материалы специальной оценки условий труда;
• опасности, выявленные на рабочем месте по результатам предыдущей оценки рисков;
• данные о новом используемом оборудовании, приспособлениях и инструментах на рабочих местах;
• технологические карты и технологические регламенты;
• данные о новых применяемых материалах и сырье;
• данные о случаях производственного травматизма на рабочем месте (с момента последней проведенной оценки рисков);
• информация о случаях профзаболеваний на рабочем месте (не менее чем за последние пять лет);
• информация об имевших место жалобах работников на условия труда.
1.3. Обеспечить проведение обследования рабочих мест и производственных участков для выявления опасностей.
2. Начальнику отдела охраны труда ____________ обеспечить:
2.1. Рассмотрение и согласование материалов по проведению идентификации опасностей и оценке рисков.
2.2. Утверждение результатов идентификации опасностей и оценки рисков приказом по организации.
2.3. Ознакомление работников с результатами идентификации опасностей и оценки рисков приказом по организации.
2.4. Составление и утверждение плана управления допустимо приемлемыми и недопустимыми рисками.
2.5. Контроль за выполнением плана-графика проведения работ по идентификации опасностей и оценке рисков.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Генеральный директор ФИО.
Да, за основу действительно мною принято приложение№1 к приказу №776н, вы на свое усмотрение можете изменить данный перечень, убрать не нужные на ваш взгляд опасности и добавить те, которых нет (на основании п.27 приказа №776н).
Кроме как приложение №1 к приказу 776н и приложениие№2 к приказу 767н перечня опасностей вы больше не найдете, поэтому все, чего не хватает, но вами идентифицировано на рабочих местах вписываете самостоятельно.
Если рассматривать два приказа Минтруда №776н и №926, то приказ Минтруда №776, в отличии от приказа №926 зарегистрирован в Минюсте, а следовательно подлежит обязательному исполнению.
Для оформления процедуры управления профессиональными рисками нам необходимо ориентироваться на требования именно этого приказа.
Что говорит нам приказ Минтруда 776н:
Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление ОПАСНОСТЕЙ, оценку профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Выявление (идентификация) ОПАСНОСТЕЙ, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление ИХ перечня (реестра) рекомендуется проводить с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей рекомендуется осуществлять исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков.
Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных у работодателя ОПАСНОСТЕЙ или снижение уровня профессионального риска.
Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в приложении N 1 к приказу №776н
Поэтому мы составляем реестр опасностей, а не рисков.
Также хочу отметить, что матричный метод, описанный в приказе 926 в п.4.1.2 (на основании которого мы оцениваем уровень риска) также предусматривает:
формирование перечня (реестра) ОПАСНОСТЕЙ по видам работ, рабочим местам, профессиям или структурным подразделениям в зависимости от потребностей работодателя и особенностей производственных процессов конкретного предприятия.
Что касается Перечня (реестра) рисков, о котором говорится в приказе 926,то думаю, что он подразумевает тот же перечень (реестр) опасностей, даже при том, что риск и опасность это разные понятия.
Приложение 3 и приложение 5 не дублируют друг друга.
Приложение 3 содержит в себе информацию об имеющихся опасностях в организации, ранжированных по уровню риска от большего к меньшему. (согласно требований приказа 776н)
Приложение 5 предусматривает документирование процедуры оценки уровня профессиональных рисков с составлением перечня (реестра) всех выявленных опасностей, для каждой из которых фиксируются:
результаты оценки уровня профессионального риска, связанного с каждой опасностью;
перечень мероприятий, запланированных для снижения уровней высоких и умеренных (по экспертным оценкам) профессиональных рисков и недопущения их повышения;
действующие предупредительные и защитные меры.
Согласно методики оценки рисков- Матричный метод, описанный в приказе Минтруда 926
В Положении по ОПР есть все приложения, которые необходимо оформить. Можете взять его в раздаточном материале 1 шага и отредактировать при необходимости.
1. Производство мебели. На нашем предприятии я самостоятельно разработала Положение по ОПР, всю документацию и карты по ОПР. Матричный метод 3х3. Посмотрев Ваши записи хотелось бы кое-что изменить по Вашим рекомендациям во всей документации. Могу ли я снова утвердить новое Положение по ОПР и соответственно сделав остальные документы по-новому?
2. Достаточно ли приказа о введении в действие нового Положения по ОПР?
3. Какое основание для данных действий прописать в приказе?
1. Безусловно, Вы можете внести изменения в свое Положение по ОПР , утвердить новые документы по оформлению данной процедуры. Рекомендую это делать при проведении внеплановой процедуры ОПР или при проведении периодического анализа (ежегодного) эффективности применения мер по управлению рисками и пересмотру результатов ОПР предыдущей процедуры. Чтобы сэкономить свое время, ну а вообще решать, конечно Вам, когда это делать.
2. Да, приказа об утверждении и введении в действие нового Положения будет достаточно.
3 В преамбуле приказа можете написать следующее:
" На основании ст.218 ТК РФ, п.23 приказа Минтруда России №776н "Об утверждении примерного положения о СУОТ", принятого решения о применении новой методики, внесении изменений в Положение по оценке профессиональных рисков, утверждении новых форм документов по оформлению процедуры ОПР",
Если же методику Вы не меняете, а хотите только изменить формы документов, то можно написать так:
"С целью обеспечении функционирования системы управления охраной труда, реализации обязанностей, указанных в ст.214 ТК РФ, на основании внесении изменений в Положение по оценке профессиональных рисков, утверждении новых форм документов по оформлению процедуры ОПР"
В данном случае вы закупаете СИЗ с повышенным классом защиты для работников, поэтому в нормах укажите то, что реально закупаете.
Класс защиты реальный тех СИЗ (3-4 класс), которые выдаете, нормативные сроки по идее нужно указать соответственно климатическому поясу согласно Приложению № 4 приказа 766н.
Но позвольте задать вопрос: действительно ли нужна такая защита работникам, если у вас 2 климатический пояс?
Не получится ли ситуации, когда может быть "перебор"? Одежду , рассчитанную на более низкие температуры в отличие от реального климатического пояса не всегда оправдано приобретать из-за процессов терморегуляции организма работника.
Я не поняла как это рассчитывается и откуда берется. это из примера карты водителя
Маникюр-Гель-Лак Опочка, это берется из Матрицы, которая указана в Положении, там же есть расшифровка таблица по Тяжести и таблица по Вероятности. Сами показатели вы устанавливаете исходя из своих личных ощущений, мнения комиссии и мероприятий, которые уже применяете по управлению этим риском.
То есть, вы начинаете размышлять, если работник не будет применять СИЗ рук например, то может порезать палец, а может отрезать. Если будет применять перчатки, то может только допустим порезать или поцарапать, то есть нетрудоспособность может быть не более 3 дней. по вероятности рассуждаете точно также , как часто это может быть ? если работник проходит инструктаж, использует перчатки, то событие маловероятно, что произойдет. Если уже были случаи, зафиксированы микротравмы, то выбираете вероятность В3 (может быть) и тогда уровень будет уже другим Т2хВ3=6 (будет средним) Все это расписано в п.8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РИСКА в Положении